Вернуться
3 из 16
Просмотрено 3 из 16
Северный речной вокзал
Северный речной вокзал
Аннотация
Северный речной вокзал. Модная история. К началу ХХ столетия москвичи вычерпали Москву-реку почти до дна. В 1937 году долгожданный канал «Москва-Волга» решил проблему «обезвоживания» и «обводнения» столицы. Возведение уникальных гидротехнических сооружений проходило в режиме строжайшей секретности. За рекордные 5 лет строительства канала и первого «объекта», с которого и начинается водяная дорога - Северного речного вокзала, здесь трудилось более 400 тысяч человек. Химкинский (северный) речной вокзал столицы открыл дорогу к пяти морям 2 мая 1937 года. В этот день в порту впервые встречали флотилию новеньких судов, пришедших с Волги, а 15 июля 1937 года теплоход «Иосиф Сталин» торжественно отчалил от нового причала. Здание вокзала, одновременно похожее на гигантский двухпалубный корабль и на готический иноземный дворец с ландышами-светильниками и шикарным рестораном на крыше, поражало высоким шпилем с флюгером-звездой, не по-советски украшенной топазами и александритами. Всех удивила и «дворцовая» парадная лестница, и террасы - «палубы» с арками, фонтаны и диковинные пальмы, высаженные за неделю до открытия. Архитекторы проекта Алексей Михайлович Рухлядев и его многолетний соавтор Владимир Федорович Кринский создали уникальный проект, получивший престижную награду на Парижской выставке 1937 года. Особое внимание гостей сразу привлекли арочные фасады, щедро декорированные медальонами, похожими на гигантские блюда. Они были изготовлены и расписаны вручную в Ленинграде на Ломоносовском фарфоровом заводе в отделе экспериментальных заказов. Рисунок каждого медальона неповторим. Автор «морских» и «столичных» сюжетов художник Наталья Яковлевна Данько-Алексеенко выбрала знаковые объекты 1930-х годов: здание Театра Красной Армии и Мавзолей В.И. Ленина, Московский Кремль, вестибюль станции метро «Киевская», дирижабль, гидроэлектростанцию и даже не построенный Дворец Советов. Фарфоровые медальоны большого размера (1,5 метра в диаметре) оказались самым сложным объектом «дворца-корабля». При монтаже все 24 блюда оказались с трещинами. Вскоре, в московских квартирах появилась новая мода – вешать на стены тарелки и блюда. Даже фотографии близких родственников печатались на фаянсовых, фарфоровых, пластиковых тарелках. Городская легенда утверждает, что вдохновились горожане медальонами с фасада здания вокзала. В 1950-80-е годы блюда-тарелки с изображениями Северного речного вокзала и сооружений канала – самый популярный московский сувенир, не уступавший даже водке и матрешкам. На выставке «Витрина месяца: Северный речной вокзал» (куратор И. Карпачева) представлена интересная серия блюд Конаковского фаянсового завода, выпущенная в 1967 году, открытки и фотографии Северного речного вокзала из собрания музея.
«Новогодний маскарад»
«Великая пустота»