Вернуться
4 из 16
Просмотрено 4 из 16
«Великая пустота»
«Великая пустота»
Аннотация
Фотографии Сергея Пономарёва дают нам редкую возможность увидеть Москву очищенной от ежесекундных наслоений повседневности — так, как ее могли бы увидеть люди будущего, не включенные в контекст нашего времени. Подобно изумленным первооткрывателям Помпей и Геркуланума, мы смотрим на застывший, поставленный на паузу город — спланированный и выстроенный, когда-то густо заселенный. Здесь мы видим противоестественную Москву, созданную руками человека, подчиненную силе его мысли и обстоятельствам развития общества — пустой и лишенной жизни. Порой так выглядят города в фильмах о будущем — сегодня же мы сами оказались людьми, которые внезапно скрылись, спрятались за стенами своих жилищ. Если бы наша цивилизация вдруг оборвалась и исчезла, что бы о нас узнали наши потомки или другие разумные существа, наблюдая за городом, в котором действующими лицами оказались застывшие барельефы, львы и пластиковая разметка улиц? Человек не может на время лишиться памяти и таким образом полностью избавиться от давления контекста. Но именно такое пограничное состояние, когда мы смотрим на одновременно знакомый, родной и в то же время стерильный и чужой город, дает нам возможность перейти в режим наблюдения за жизнью, нащупать точку, в которой находится наше общество в пространстве исторической перспективы. Пустота в упанишадах, древнеиндийских религиозно-философских трактатах, — это особенное пространство свободы, лишенное проторенных наслоений человеческих действий и отношений: «То — Всё, высочайшая Пустота, из высочайшего высшее, состояние, нет которого выше, несознаваемая, превосходящая понимание Истина, неведомая ни мудрецам, постигшим суть, ни даже богам». При всей предопределенности сегодняшнего глобального мира, готового, как один организм, в едином порыве реагировать на пандемии и другие угрозы, пустота — это возможность свободы, недостижимый идеал, к которому всегда будет стремиться человек. Сергей Пономарёв — фотограф, ставший известным благодаря снимкам, фиксирующим важнейшие события нашей истории, — сам пытается сделать переход из состояния «здесь и сейчас», вырваться из временной предопределенности. На его репортажных снимках мы привыкли видеть в первую очередь человека в определенных обстоятельствах, его текущую, непосредственную историю. Этот проект — переход на новую территорию. Здесь нет остроты и драматизма жизни — войны, миграции, революций. На этих снимках пустота — по сути базовая, но тем не менее недостижимая реальность человека. Куратор Лина Краснянская Опубликованные ниже фотографии были любезно переданы автором в коллекцию Музея Москвы и включены в Музейный фонд Российской Федерации.
Ссылки
Северный речной вокзал
Кто мы? Откуда мы?