Выставки
«Новогодний маскарад»
«Новогодний маскарад»
Аннотация
Новый год — время, когда можно вернуться в детство и не бояться примерить необычные образы, почувствовать себя кем-то другим. Эту возможность дает нам маскарад. История маскарадов уходит корнями в Древний Рим, где каждый год в декабре проходил праздник в честь бога Сатурна — сатурналии. Патриции и плебеи, хозяева и рабы — все люди независимо от своего социального статуса веселились вместе. От предрассудков социальной принадлежности помогали избавиться маски, скрывавшие лица. В средневековой Европе, несмотря на суровость церковных установок, маскарады по-прежнему были широко распространены. Во многих европейских странах до сих пор живы средневековые традиции карнавальных шествий — немецкий Фашинг (Фастнахт), французский Марди Гра и другие аналоги русских масленичных гуляний. В 1162 году в Венеции в честь победы над патриархом Аквилеи началось народное гулянье на площади Сан-Марко, впоследствии превратившееся в ежегодное карнавальное празднество. Правда, в XVIII веке оно было запрещено и возродилось только в 1979 году в виде венецианского карнавала, собирающего каждый год толпы туристов со всего мира. Новогодние и рождественские карнавалы в Европе приобрели особую популярность среди состоятельной публики в XIX веке, однако к концу XX столетия они превратились в дружеские вечеринки и массовые гулянья по случаю Нового года, а Рождество при этом осталось тихим семейным праздником. В России официальное празднование Нового года было введено в 1699 году указом Петра I, предписавшего летоисчисление вести с 1 января и по сему случаю украшать дома и ворота хвойными ветвями, устраивать огненные потехи и стрельбу из мушкетов и пушек. Стремление государя ко всему европейскому принесло с собой и моду на костюмированные балы. При Анне Иоанновне, помимо разнообразных стилизованных одеяний, популярностью стали пользоваться маски, изготавливавшиеся из папье-маше: во время празднеств дворцы наводняли персонажи итальянской комедии дель арте — Коломбины, Пьеро, Скарамуши и Арлекины. Апогея карнавалы достигли в эпоху Екатерины II: государыня не только повелела 1 января проводить пышные балы-маскарады, но и завела обычай преподносить новогодние подарки. С середины XIX века традиция празднования Рождества и Нового года дополнилась нарядной елкой — наступил золотой век рождественских маскарадов. Особенно их любили устраивать творческая интеллигенция и буржуазия. Наряду со взрослыми празднованиями стали появляться детские маскарады: девочки наряжались феями, принцессами, цыганками, Красными Шапочками. Мальчики переодевались в пиратов, королевских пажей и царевичей. Присутствовали и маски животных. После Октябрьской революции елку и Рождество пытались запретить, как пережиток «буржуазного прошлого», однако традиции сохранялись, и в 1935 году по предложению партийного деятеля Павла Постышева в СССР было решено вернуться к проведению елок, но сделать их не рождественскими, а новогодними. Первая главная елка страны и бал-карнавал отличников состоялись 1 января 1937 года в московском Доме Союзов. Постепенно елки стали устраивать в клубах и дворцах культуры при столичных предприятиях. А уже в конце 1940-х годов взрослые елки 31 декабря стали проводиться повсеместно. Маски вновь стали символом праздника не только для детей, но и для взрослых на новогодних вечерах в общественных местах. Еще в начале 1950-х детские маски мастерили сами дети в кружках или дома с родителями. Однако постепенно в продаже стали появляться и готовые маски. Массовое производство масок было налажено к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 1957 году. Мастера-бутафоры на предприятиях придумывали образы карнавальных масок и своими руками лепили образцы, после чего изготавливались гипсовые формы. Затем по готовым формам делались копии из папье-маше (бумаги и клейстера). Эти заготовки расставляли на полках, просушивали бытовыми электрообогревателями, обрезали, шпаклевали, грунтовали раствором, состоявшим из олифы, мела и столярного клея, и затем вручную расписывали, сверяясь с образцами, созданными художниками. После раскраски и сушки маска шла на лакировку, ее покрывали бесцветным нитролаком. В завершение на маску приклеивали этикетку и прикрепляли резинки. В 1970-е годы во многих городах СССР распространилась технология штамповки маски из картона. К концу XX столетия начали набирать популярность пластиковые маски. Часто новогодние маски делали не на специализированных предприятиях, а на картонажных фабриках или на производствах по выпуску культ- и спорттоваров. В фондах Музея Москвы сохранились маски Спорткомбината Воронежского областного совета «Динамо». Возможно, это было самое масштабное по количеству изделий и разнообразию ассортимента производство карнавальных масок в СССР. Мастерская в Воронеже выпускала новогодние маски начиная с 1950-х годов вплоть до своего закрытия в 1990-х. Приглашаем вас заглянуть в запасники Музея Москвы и погрузиться в атмосферу карнавальной ночи.