23 января 2023 года исполняется 90 лет со дня смерти Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933), замечательного художника, «поэта древней Москвы». Виртуальная выставка представляет его графические и живописные работы, литографии, открытки, рукописи из собрания Музея Москвы.
А.М. Васнецов родился в селе Рябове Вятской губернии. Уже в раннем детстве у Аполлинария проявилась любовь к рисованию: сказалось влияние старшего брата Виктора (1848-1926), впоследствии знаменитого художника. Систематического художественного образования А.М. Васнецов не получил. В Вятке, в 1870-1872 годах, он занимался у Э. Андриолли, замечательного рисовальщика и образованного человека. В 1872-1875 годах Аполлинарий жил с братом Виктором в Петербурге, готовясь к поступлению в Академию художеств. Здесь юный А. Васнецов знакомится с И.Е. Репиным, В.М. Максимовым, И.И. Шишкиным, А.И. Куинджи, В.И. Суриковым, М.М. Антокольским и др. Встречи с ними благотворно повлияли на формирование будущего художника, со многими завязалась дружба, сохранившаяся на всю жизнь. Поскольку у А. Васнецова не было диплома о среднем образовании, он не смог поступить в Академию художеств. Получив диплом народного училища, Аполлинарий Васнецов уехал работать учителем в селе Быстрица Вятской губернии (1877-1878).
Осенью 1878 года А.М. Васнецов приезжает в Москву к брату Виктору. «Прибытие моё в Москву было решительным поворотом… в искусстве», - писал Аполлинарий Михайлович в статье «Как я сделался художником и как и что работал». В первопрестольной он успешно занимается живописью. В 1880-х годах А. Васнецов сближается с членами Абрамцевского художественного кружка С.И. Мамонтова, объединявшего крупнейших деятелей русского искусства.
В 1883 году на выставке передвижников появилось первое значительное произведение А.М. Васнецова – «Серенький день», - имевшее успех и приобретённое П.М. Третьяковым. В 1888 году Аполлинарий Михайлович был принят в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1900 году художник получил звание академика. После смерти И.И. Левитана он возглавил пейзажную мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1918).
С конца XIX века А.М. Васнецов, будучи уже сложившимся пейзажистом, обратился к изучению истории и археологии древней Москвы, поставив своей целью «проникновение в тёмную даль пошлого посредством пейзажей». Толчком к этому послужили участие в юбилейном (1891 года) издании сочинений М.Ю. Лермонтова, для которого А.Васнецов делал иллюстрации, а так же работа над эскизами декораций к постановке оперы «Хованщина» М.П. Мусорского в Русской частной опере С.И. Мамонтова (1897). Исторический пейзаж древней русской столицы становится основной и главной линией его творчества. А.М. Васнецовым было написано более ста произведений, правдиво и поэтически воскресающих облик древней Москвы.
В 1900-1910-ых годах А.М. Васнецов почти всецело посвятил своё творчество архитектурному облику древней русской столицы. Член Московского Археологического общества (с 1901 года), председатель комиссии по изучению старой Москвы (1918-1928), прежде чем создать то или иное произведение, посвящённое «седой древности московской», Васнецов разносторонне прорабатывал любую тему, опираясь на научные данные своего времени. Художник тщательно изучал иконографию Москвы, анализировал древние планы, проводил топонимические изыскания, проявлял интерес к древней гидрографии, геоморфологии, черпал сведения из летописей, записок иностранцев, этнографических материалов. А.М. Васнецов изучал труды историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского, М.В. Довнар-Запольского, С.К. Богоявленского и др., прислушивался к личным советам и указаниям знаменитого археолога И.Е. Забелина, своего наставника в изучении истории города. Художник принимал личное участие в археологических раскопках, проводимых в Москве в местах нового строительства или ремонтных работ.
К каждому произведению А.М. Васнецов создавал не только эскиз, но и график-план, объяснительный текст, выступал с пояснениями на заседаниях общества «Старая Москва». Для создания исторических картин художник применял смешанную технику, сочетающую рисование углём, акварелью и итальянским карандашом, что позволяло чётко воспроизвести каждую архитектурную деталь, каждую фигуру (это особенно характерно для поздних произведений мастера). В исторических картинах А. Васнецова главная роль принадлежит архитектуре города, а бытовые сцены подчёркивают особенности изображаемой эпохи.
В 1920-х годах А.М. Васнецов, несмотря на преклонный возраст, много и плодотворно работал. В начале двадцатых годов появляется целый ряд произведений по заказу Московского коммунального музея (ныне ГБУК «Музейное объединение «Музей Москвы»), в создании которого художник принимал деятельное участие. В этих картинах последовательно, век за веком (с XII по XIX столетие), прослеживается история Москвы. А.М. Васнецов выполнил ряд произведений с видами Московского Кремля в разные эпохи его культурного развития, начиная от деревянных стен XII-XIV столетий и заканчивая его расцветом в XVII веке. Музей постоянно экспонирует работы этого периода: «Москва-городок», «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III».
Немало произведений он посвятил Москве XVII столетия, что не случайно, так как Аполлинарий Михайлович были истинным знатоком этого периода в истории города. В 1923 году в московском издательстве «Берендей» был выпущен альбом «Древняя Москва», состоящий из 10 автолитографий А.М. Васнецова и закрепляющий большую работу художника по восстановлению облика Москвы XIV-XVII веков. Посетители Музея Москвы и сегодня видят его величественное живописное полотно «Красная площадь во второй половине XVII века» и известные графические работы «Семиверхая угловая башня Белого города. XVII век», «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века», «Лубяной торг на Трубе. XVII век», «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII веке», «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке» и другие.
Произведения А.М. Васнецова выдержали испытание временем, несмотря на все коррективы современной науки. Графические и живописные произведения А. Васнецова являются ценнейшей коллекцией Музея Москвы, его законной гордостью, ведь подобное собрание работ одного мастера, в котором столь художественно и научно был бы отражён весь процесс развития города, едва ли имеется в каком-либо из исторических музеев мира.
А.М. Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года. Художник похоронен на московском кладбище «Введенские горы». На памятнике, который установлен на могиле А. Васнецова, высечены следующие слова: «Художнику – историку - мыслителю».
Читать далее