В фондах Музея Москвы представлено широкое разнообразие документов, предметов и коллекций, освещающих историю нашей столицы и государства с древнейших времен до наших дней.
Собрание нумизматической коллекции содержит помимо монет, жетонов, орденских знаков и медалей драгоценные знаки отличия царской России конца XIX – начала XX века, свидетельствующие о богатой и разнообразной общественной жизни в стране накануне революции 1917 года. Здесь представлены знаки выпускников военных училищ и Императорских университетов, общественных объединений. Так, в Музее хранится несколько знаков «Российского общества Красного Креста» (ОФ-27704, ОФ-27678), у истоков создания которого стояла Великая княгиня Елена Павловна и знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов. Инициатива создания Крестовоздвиженской общины сестер милосердия была вызвана пониманием Еленой Павловной своего долга как представительницы монаршего дома, призванной обеспечить квалифицированную помощь раненым и больным воинам, получившим увечья в ходе Крымской войны 1854 – 1855 годов. Эта Крестовоздвиженская община с 1867 года была преобразована в «Общество попечения о раненых и больных воинах», а в 1879 г. было переименовано в «Российское общество Красного Креста». Данная общественная организация ознаменовала начало общественной медицинской помощи раненым воинам. Почетными членами Общества стали Император, Великие князья и княгини, высокопоставленные светские лица и представители высшего духовенства. Знаки выдавались членам «Российского общества Красного Креста» обоего пола за заслуги в делах Общества во время военных действий и общественных бедствий или продолжительную полезную деятельность в мирное время, а также за единовременное пожертвование не менее 5000 рублей. Со временем символ «Российского общества Красного Креста» – равноконечный красный крест на белом фоне, как напоминание о великом церковном празднике Крестовоздвижения 1854 года, когда образовалась первая организация попечения о раненых, стал международным символом медицинской помощи.
В коллекции Музея представлены юбилейные знаки соответствующих объединений и учебных заведений: в честь 50-летия судебной реформы в России (ОФ-15627/2), в честь 100-летия основания Императорского Константиновского Артиллерийского училища, (ОФ-27606), 100-летия основания «Императорского человеколюбивого общества» (ОФ-27969). Это «Общество» ведет свою историю с 1802 года, когда император Александр I повелел учредить «Благодетельное общество» для оказания представителям беднейших слоев «вспоможения всякого рода». В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское Человеколюбивое общество», просуществовавшее с этим названием вплоть до 12 мая 1917 года. В 1897 году для чиновников и жертвователей общества был учрежден особый нагрудный серебряный знак, состоящий из аббревиатуры общества, помещенной под императорской короной в овале из дубовых и лавровых листьев, перевитых лентой, с девизом общества, исполненной синей эмалью: «Возлюби ближнего, как самого себя». В начале ХХ века в деятельности общества принимало участие личным трудом или пожертвованиями свыше 4500 человек.
Одни знаки были выполнены простой штамповкой из недрагоценных металлов, другие – в трудоемкой, действительно ювелирной технике просечного литья, литья по восковой модели, с эмалями, положенными по гильошированному фону, по рельефным поверхностям из золота и серебра. Последние выглядели поистине как награда, как отражение привилегированного положения обладателя, зримым символов его вклада в развитие того или иного Общества. Исполнением знаков занимались как мелкие мастерские и частные ювелиры, например, московский серебряных дел мастер Баранов Алексей Николаевич (ОФ-27704, ОФ-17553/2), так и крупные мастерские, специализировавшиеся исключительно на изготовлении всевозможных знаков и жетонов, например, санкт-петербургская фирма «Эдуардъ», которой до 1910 года владел Дитвальд Эдуард Фердинанд, а по его кончине дело продолжила его вдова, Вера Петровна (ОФ-27969, ОФ-27604), или московская штамповальная мастерская серебряных, металлических и эмалевых изделий Рахманова Василия Петровича (ОФ-17554/2, ОФ-13557, ОФ-11982), продолжившая работу и в советской России вплоть до середины 1920-х годов.
Из всего объема предметов выделяется миниатюрный золотой знак-подвеска, увенчанный императорской короной (ОФ-27134). На его лицевой стороне на фоне алой императорской мантии, подбитой горностаем, укреплен золотой вензель, выполненный в технике ажурного литья, из сплетающихся монограмм «А и М» с тремя мелкими колечками на прогнутой вниз дугой поперечной перекладине литеры «А» – вензель императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны. Внизу на фоне мантии эмалью выполнено «15 МАЙ», ниже на килевидном окончании выгравировано «1883» – дата коронации указанных монарших особ. На оборотной стороне на французском геральдическом щите размещены два накладных скрещенных якоря с накладным эмалевым изображением герба Москвы. Живописная миниатюра выполнена невероятно тонко и тщательно: на алом фоне изображен святой Георгий Победоносец в золотых доспехах на белом коне. Поверженный копьем змий приник к земле у ног вздыбленного коня. Ниже на щите выгравирована надпись в две строки: «М.Р.Я.К. / 29 августа 1895» – аббревиатура «Московского речного яхт-клуба» с датой.
Эта общественная организация, образованная 6 июля 1867 года, располагалась в Москве в собственном здании, построенном специально для яхт-клуба по проекту архитектора К.В. Треймана в 1893 – 1900 годах на Стрелке острова между Москвой рекой и Водоотводным каналом. В уставе было зафиксировано основное направление деятельности организации: «Московский клуб имеет предметом распространение, между любителями шлюпочного плавания в Москве, научных практических сведений, относящихся до гребных и небольших парусных и паровых судов, а равно улучшение постройки оных в столице». Указывалось, что с этой целью «клуб учреждает гонки, с назначением призов соискателям, выписывает из-за границы шлюпки и модели оных, а также приобретает сочинение и издания по шлюпочной части». Как и петербуржцы, москвичи связывали шлюпочное плавание с общим спортивным развитием своих членов. Поэтому уже в уставе предполагалось, что они будут заниматься изучением «всякого рода гимнастических упражнений, развивающих физически силы, как-то: плавания, морской гимнастики, катанья на буэре и коньках, стрельбы в цель, фехтования и т.п.».
История «Московского речного яхт-клуба» отмечена множеством памятных жетонов, среди которых не было принято никакой унификации. До наших дней сохранились квадратные с килевидным завершением, круглые, овальные, ромбовидные, в виде косого ромба на ленте флага Дома Романовых…
Несомненно, что знак из фондов Музея Москвы является жетоном победителя в состязании на переходящий Коронационный приз, учрежденный Московским речным яхт-клубом в память «Священного коронования Их Императорских Величеств», то есть в память коронации 15 мая 1881 года императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны, произошедшей по традиции в Москве, в Успенском соборе. В царствование императора Александра III эти гонки устраивались ежегодно и проходили 29 августа. По существовавшим на сегодняшний момент данным после кончины императора Александра III состязания на Коронационный приз были переименованы и названы гонками на «Первенство в клубе», которые по-прежнему устраивались 29 августа, однако указанная на знаке из фондов Музея Москвы свидетельствует, что и в 1895 году это еще был «Коронационный» приз. В тех гонках победителем стал московский гребец Шустов Сергей Николаевич – один из братьев – наследников прославленной российской алкогольной фирмы, удостоенной на Парижской выставке 1900 года золотой медали за качество продукции и получившей право именовать «Финьшампань» коньяком, «COGNAC». Таким образом, в собрании Музея Москвы представлен памятный знак победителя в последних гонках на переходящий Коронационный приз Шустова С.Н.
Накануне революции 1917 года в российском обществе было в ходу множество разнообразных знаков и жетонов. Обладание ими являлось не только почётной привилегией, но и доставляло эстетическое удовольствие. Эти драгоценные пластичные сгустки металла, мерцая яркими эмалями, блистая золотыми элементами, отчетливо выделялись на ткани строгой мужской форменной, военной или гражданской одежды. В культуре общества они являлись зримыми свидетельствами определенного статуса – образованности, военного чина, либо вклада, который каждый обладатель внес в развитие того или иного дела, а в конечном итоге – в развитие России.
Читать далее