Ровно 200 лет назад, в 1825 году, на месте сгоревших развалин напротив Китайгородской стены возникла громада вновь отстроенного Петровского театра — ныне Государственного академического Большого театра России, которым восхищаются все москвичи и гости столицы. Однако это здание никогда не мыслилось само по себе и, будучи композиционным центром новой, Театральной, площади, всегда было вписано в ее жизнь.
До 1820-х годов эта местность представляла собой крайне удручающее зрелище: с начала века здесь, по воспоминаниям танцовщика и балетмейстера Адама Глушковского, «стояли каменные обгорелые стены нынешнего Московского театра, в котором обитали хищные птицы, а среди их было болото, в котором водилось много лягушек». Болото это было образовано медленным течением реки Неглинной, которая огибала площадь близ нынешнего здания гостиницы «Метрополь». Местные жители сливали в реку различные отходы, что сводило на нет проделанные чуть ранее труды по ее оздоровлению. По причине многочисленных засоров после каждого сильного дождя загрязненные речные воды разливались, затапливая прилегающую площадь. Даже после заключения Неглинной в подземную трубу место оставалось столь болотистым, что все постройки приходилось ставить на сваи (в том числе, и здание будущего театра).
Проведение каких-либо серьезных мероприятий по обустройству площади требовало перепланировки и окружающего ее пространства. Такая возможность появилась лишь после пожара 1812 года, когда от огня пострадало около двух третей всех московских зданий. Город необходимо было отстроить заново, продумав для него единый архитектурный облик. Отсюда возник проект Театральной площади с возрожденным в центре нее Петровским театром, который теперь получил название Большого Петровского — по аналогии с крупнейшими театральными зданиями Европы — Большими театрами в Бордо и в Санкт-Петербурге.
Выставка представляет предметы оригинальной и печатной графики, открытки и фотоматериалы из собрания Музея Москвы, отражающие историческую панораму видов Театральной площади и составляющих ее зданий. В ретроспективе последних двух столетий показывается, какое значение площадь имела для жизни москвичей, что на ней находилось, как менялся ее архитектурный облик и как вместе с ней менялось ее неустанно бьющееся сердце — Большой театр.
Читать далее