Живший в первой половине XVII века греческий православный священник отец Павел не был коренным москвичом. Но его личность связана с важной страницей истории русско-украинских отношений середины XVII века.
Одной из причин, побудивших гетмана Богдана Хмельницкого начать борьбу за отделение территорий Запорожской Сечи от Польши (1648-1654 гг.), было насильственное насаждение католицизма среди украинцев. Православное священство активно поддерживало народное восстание. Дьякон Павел входил в состав посольства, которое вело переговоры с царем Алексеем Михайловичем о воссоединении Украины и России. В результате этих переговоров в 1653 году заседавший в Москве Земский собор принял решение: «Войско Запорожское и гетмана Богдана Хмельницкого с землями и их городами принять под руку Государеву». 8 января 1654 года Переяславская рада приняла всенародное решение об объединении с Россией.
К сожалению, дьякон Павел не дожил до этого. Судьба его была трагична: о. Павел находился при казачьем войске в 1651 году, во время битвы под Берестечком, в которой погибла большая часть запорожского войска. Вырваться из польского окружения живым дьякону не удалось. В 1970 году при исследовании захоронений на месте битвы археологи нашли в одном из них крест и одежды священника. Антропологическая реконструкция воссоздала облик человека средиземноморского типа, сильно отличавшегося внешне от погребенных рядом славян. Теперь посетители музея Москвы могут увидеть созданный в 1972 году ученицей М.М. Герасимова Галиной Лебединской скульптурный портрет дьякона Павла - грека, православного священника, говорившего с московским государем от имени Запорожской вольницы ради мира и веры.