Терракотовые или красноглиняные неполивные изразцы считаются самыми ранними: их в Москве начинают производить уже в XVI веке. Ими облицовывали «зеркала» - то есть, передние стенки, - московских печей в домах зажиточных горожан. Печные изразцы были разными по размеру – «большой руки» (20х20 см) и «малой руки» (около 14х14 см). Каждый печной изразец имел свой отдельный рисунок, заключенный в рельефную рамку. Лицевая поверхность изразцов богато орнаментировалась, на ней воспроизводились различные сюжеты – реальные и фантастические животные, звери и птицы, скачущие всадники и батальные сцены, растительные и геометрические узоры. Изображения на многих из них были отражением представлений средневекового горожанина о мире фантастических существ, где существовали полулюди-полукони «китоврасы» и кентавры, полуптицы–полульвы грифоны, царственные двуглавые орлы, драконы и даже прекрасные единороги.