археологические исследования/раскопки/наблюдения. В фонде учетно-хранительского отдела «Археология» находится белокаменное надгробие ММ ОФ-1152 АРХ 36083 ГК 24384171, датирующееся 1596 годом и принадлежавшее мастеру-кольчужнику Григорию Дмитриеву сыну.
Это плита подпрямоугольной формы, размерами 122х62х20 см, с утратами верхнего правого и нижнего правого углов, нижней части, царапинами, сколами. Надгробие было орнаментировано по периметру (жгутовой орнамент, рисунок «косичка трехпрядная»), в центре верхней части орнаментальная рамка дополнена полукруглым клеймом.
В верхней части плиты читается надпись в 6 строк, написанная полууставом:
"ЛЕТА/7/104/ В 8 Д(Е)НЬ НА ПАМЯТ
ПРЕПОДОБ/НОГО/ ОТЦА НАШЕГО ФЕОФИЛА
КТА НИКОМИДИЙСКАГО ПРЕСТАВИСЬ РАБ
БОЖИЙ ГРИГОРЕЙ ДМИТРЕЕВ С(Ы)Н
КОЛЧЮЖНИ
КЪ"
Надгробие было найдено при раскопках в Гончарной слободе за Яузой в 1946 г. Работой экспедиции, организованной ИИМК совместно с Музеем истории и реконструкции гор. Москвы, руководил М.Г. Рабинович, выдающийся московский археолог, один из руководителей отдела археологии МИРМ (ныне – Музей Москвы). Раскопки 1946 года начали качественно новый этап в археологическом изучении столицы, связанный с исследованиями на высоком научном уровне, раскопками большими площадями. «Археологические исследования 1946 г. имели две основные задачи — выяснить наличие или отсутствие на холме в устье Яузы древнего культурного слоя, относящегося к начальной истории Москвы, и изучить более поздние культурные слои, связанные с бывшим здесь в XVI—XVIII вв. важным ремесленным районом города», - писал о задачах экспедиции ее руководитель.
«Раскопки были начаты с исследования центральной площади городища у церкви «Никиты бесов мучителя»… На глубине 0.90—0.95 м. прослежены строительные слои церкви в виде двух прослоек извести. Верхняя прослойка, более мощная (10—15 см), названа нами условно первым строительным слоем, нижняя, толщиной не более 4 см — вторым строительным слоем. Обнаруженная в соседнем районе могильная плита кольчужного мастера с надписью и датой — 7104 (1596) г. лежала непосредственно на втором строительном слое» (Рабинович М.Г. Археологические раскопки в Москве.//КСИИМК. Вып. XXI. С. 148. М. 1947).
В другой своей статье – «Раскопки 1946–1947 гг. в Москве на устье Яузы» (в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР; Материалы и исследования по археологии Москвы, т. II, № 12. С.5. М.-Л., 1949) - М.Г. Рабинович отмечал еще одну сторону научной значимости этой находки: «Перед нами, следовательно, погребение московского ремесленника-оружейника, кольчужного мастера, жившего и работавшего во второй половине XVI в. где-то поблизости от церкви Никиты; как видно по месту его погребения у алтарной абсиды вновь построенной каменной церкви, он был уважаемым прихожанином. Самое наименование специальности -«колчюжник», кольчужный мастер, встречается впервые».
Полученный в результате этих работ образец русского средневекового надгробия – плита кольчужника Григория Дмитриева – стал первым экземпляром музейного предмета этого типа в коллекции Музея Москвы. С него начинается музейное собрание белокаменного надгробия, постоянно пополняющееся в результате археологических работ в Москве последних лет.
Плита Григория Дмитриева активно используется в выставочной работе Музея Москвы как объект показа, иллюстрирующий темы, связанные с некрополистикой, эпиграфикой, историей московского ремесла и, в частности, оружейного дела и обработки камня, историей московских слобод, в т.ч. Гончарной слободы.
Читать далее