Вернуться
Надгробная плита 1596 г. Григория Дмитриева сына, кольчужника. 1596 г.
Надгробная плита 1596 г. Григория Дмитриева сына, кольчужника. 1596 г.
Коллекция
Археология
Название
Надгробная плита 1596 г. Григория Дмитриева сына, кольчужника
Датировка
Материал, техника
камень белый, обтесывание, резьба по камню
Размер
122х62х20 см
Аннотация
Надгробие белокаменное 1596 г. - прямоугольная плита с обколотой верхней гранью и нижним правым углом, с надписью в верхней половине в 6 строк полууставом; в центре сверху - клеймо, по периметру резной орнамент «косичка». Найдено при раскопках в Гончарной слободе за Яузой в 1946 г. М.Г. Рабиновичем. Текст надписи: "Л ЕТА/7/104/ В 8 Д(Е)НЬ НА ПАМЯТ ПРЕПОДОБ/НОГО/ ОТЦА НАШЕГО ФЕОФИЛА КТА НИКОМИДИЙСКАГО ПРЕСТАВИСЬ РАБ БОЖИЙ ГРИГОРЕЙ ДМИТРЕЕВ С(Ы)Н КОЛЧЮЖНИ КЪ"
Тематические рубрики
Каменотесное дело, погребальный обряд, средневековое надгробие
Выставки
«История Москвы для детей и взрослых» ; «Белокаменные страницы прошлого»
Происхождение
археологические исследования/раскопки/наблюдения. В фонде учетно-хранительского отдела «Археология» находится белокаменное надгробие ММ ОФ-1152 АРХ 36083 ГК 24384171, датирующееся 1596 годом и принадлежавшее мастеру-кольчужнику Григорию Дмитриеву сыну. Это плита подпрямоугольной формы, размерами 122х62х20 см, с утратами верхнего правого и нижнего правого углов, нижней части, царапинами, сколами. Надгробие было орнаментировано по периметру (жгутовой орнамент, рисунок «косичка трехпрядная»), в центре верхней части орнаментальная рамка дополнена полукруглым клеймом. В верхней части плиты читается надпись в 6 строк, написанная полууставом: "ЛЕТА/7/104/ В 8 Д(Е)НЬ НА ПАМЯТ ПРЕПОДОБ/НОГО/ ОТЦА НАШЕГО ФЕОФИЛА КТА НИКОМИДИЙСКАГО ПРЕСТАВИСЬ РАБ БОЖИЙ ГРИГОРЕЙ ДМИТРЕЕВ С(Ы)Н КОЛЧЮЖНИ КЪ" Надгробие было найдено при раскопках в Гончарной слободе за Яузой в 1946 г. Работой экспедиции, организованной ИИМК совместно с Музеем истории и реконструкции гор. Москвы, руководил М.Г. Рабинович, выдающийся московский археолог, один из руководителей отдела археологии МИРМ (ныне – Музей Москвы). Раскопки 1946 года начали качественно новый этап в археологическом изучении столицы, связанный с исследованиями на высоком научном уровне, раскопками большими площадями. «Археологические исследования 1946 г. имели две основные задачи — выяснить наличие или отсутствие на холме в устье Яузы древнего культурного слоя, относящегося к начальной истории Москвы, и изучить более поздние культурные слои, связанные с бывшим здесь в XVI—XVIII вв. важным ремесленным районом города», - писал о задачах экспедиции ее руководитель. «Раскопки были начаты с исследования центральной площади городища у церкви «Никиты бесов мучителя»… На глубине 0.90—0.95 м. прослежены строительные слои церкви в виде двух прослоек извести. Верхняя прослойка, более мощная (10—15 см), названа нами условно первым строительным слоем, нижняя, толщиной не более 4 см — вторым строительным слоем. Обнаруженная в соседнем районе могильная плита кольчужного мастера с надписью и датой — 7104 (1596) г. лежала непосредственно на втором строительном слое» (Рабинович М.Г. Археологические раскопки в Москве.//КСИИМК. Вып. XXI. С. 148. М. 1947). В другой своей статье – «Раскопки 1946–1947 гг. в Москве на устье Яузы» (в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР; Материалы и исследования по археологии Москвы, т. II, № 12. С.5. М.-Л., 1949) - М.Г. Рабинович отмечал еще одну сторону научной значимости этой находки: «Перед нами, следовательно, погребение московского ремесленника-оружейника, кольчужного мастера, жившего и работавшего во второй половине XVI в. где-то поблизости от церкви Никиты; как видно по месту его погребения у алтарной абсиды вновь построенной каменной церкви, он был уважаемым прихожанином. Самое наименование специальности -«колчюжник», кольчужный мастер, встречается впервые». Полученный в результате этих работ образец русского средневекового надгробия – плита кольчужника Григория Дмитриева – стал первым экземпляром музейного предмета этого типа в коллекции Музея Москвы. С него начинается музейное собрание белокаменного надгробия, постоянно пополняющееся в результате археологических работ в Москве последних лет. Плита Григория Дмитриева активно используется в выставочной работе Музея Москвы как объект показа, иллюстрирующий темы, связанные с некрополистикой, эпиграфикой, историей московского ремесла и, в частности, оружейного дела и обработки камня, историей московских слобод, в т.ч. Гончарной слободы.
Персоналии
Дмитриев Григорий (Персоналия)
Комментарий
из двух частей в склейке