Вернуться
Фотокопия с литографии по рисунку Кадоля А. Старое здание Большого театра до его пожара в 1853 г. 1937
Фотокопия с литографии по рисунку Кадоля А. Старое здание Большого театра до его пожара в 1853 г. 1937
Коллекция
Документы
Автор
Кадоль О.-А. (автор рисунка, литограф).
Название
Старое здание Большого театра до его пожара в 1853 г. Фотокопия с литографии.
Комплект
Ф.2 оп.11 д.6 Подборки иллюстраций к публикациям по истории Москвы
Место создания/находки
г. Москва
Датировка
Материал, техника
фотобумага; фотопечать черно-белая, рукопись чернилами, рукопись карандашом, ретушь
Размер
Аннотация
Доминирующий в ансамбле площади, под вечер стягивающий к себе кареты и дам с сопровождением, театр производил грандиозное впечатление. Так, юный Михаил Лермонтов описывал его в одном из своих ученических очерков «Панорама Москвы»: «…на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!..» Площадь, образованную в начале XIX века, действительно не назовешь древней — Аполлон и весь вид Театральной воплощали торжествующие в ту пору идеалы классицизма. Здания были спланированы в строгой симметрии: особняку текстильного фабриканта Василия Варгина (будущему Малому театру) с одной стороны от Большого «отвечал» дом генерала Константина Полторацкого (будущий РАМТ) с другой. Замыкали ансамбль не привычные нам гостиницы «Москва» и «Метрополь», а здание Сенатской типографии и дом купца Павла Челышева с меблированными комнатами. «Челыши» были далеки от роскоши будущей гостиницы — там проживали студенты и бедные актеры, а во дворе размещались бани. Не только площадь, но и сам Большой театр в течение XIX–XX столетий претерпел значительные изменения. У здания 1825 года, изображенного на литографии по рисунку Кадоля, еще нет навесов над боковыми подъездами, отсутствует третий этаж, а за статуей Аполлона виднеется ниша, которую позднее заменит ряд высоких арочных окон. Интересно, что, описывая колесницу Аполлона, Лермонтов допустил ошибку — греческий бог управлял четверкой, а не тройкой лошадей, что получило отражение и на гравюре.
Выставки
На подступах к Большому: виды театра и его окрестностей