Вернуться
2 из 714
Просмотрено 2 из 714
Книга. Евангелие напрестольное. 1575
Книга. Евангелие напрестольное. 1575
Название
Книга. Евангелие напрестольное
Датировка
Материал, техника
бумага, дерево, бархат, металл; печать, тиснение бинтовое
Размер
32х20х8,0 см. Тираж: примерно 1200экз.
Аннотация
Издание обладает высокой культурной, научной, материальной ценностью. Пётр Тимофеевич Мстиславец (Тимофеев) родился в городе Мстиславле в начале XVI в. (ныне Беларусь, прежде - Великое Княжество Литовское). Издательская деятельность Мстиславца в Вильнюсе была весьма активной: за короткий срок (1575—1576 гг.) он сумел напечатать в типографии Мамоничей три книги — «Евангелие», «Псалтырь» и «Часовник». Шрифты, нарисованные, выгравированные и отлитые Мстиславцем для этих изданий, отличались четкостью и изяществом, что, в свою очередь, определяло и качество набора, выполненного в высшей степени аккуратно и технически безукоризненно. Издания Мстиславца замечательны еще и затейливыми буквицами, заставками (выполнены в разной манере — белый орнамент по черному фону и черные линии по белому), гравюрами. Не всякая книга, вышедшая впоследствии из типографии Мамоничей (а типография эта действовала почти пятьдесят лет), могла сравниться с изданиями Мстиславца по качеству художественно-технического исполнения. Евангелие напрестольное или виленское Евангелие 1575 года одно из самых красивых изданий московского первопечатника Петра Мстиславца, сподвижника знаменитого Ивана Федорова. Евангелие было напечатано в Вильне в доме Мамоничей 30 марта 1575 года. Статус книги был очень высок, ее читали в самые торжественные моменты богослужения, при крещении и венчании. К художественному оформлению этой богослужебной книги предъявлялись особые требования: качественная бумага, крупный шрифт и роскошные гравюры, выполненные в особенном праздничном стиле. Издания были напечатаны с киноварью, крупной уставной азбукой великорусского почерка, в которую, по требованиям местного произношения, была введена буква «Ґ». Эта азбука стала началом так называемых евангельских шрифтов, которые в последующей церковной печати устраивались по её образцу.
Тематические рубрики
Старопечатные книги до 1830 г.
Коллекция
Редкая книга
Комментарий
Гравюр в лист 4: изображения 4 евангелистов; на л. 347 - восьмиконечный крест с копьем и тростью по сторонам на фоне стены, солнца и надписью «ИС ХС ЦАРЬ СЛАВЫ». «Кто был мастером этих гравюр, трудно сказать, но, как можно заключить из дальнейшей истории типографии Мамоничей, им был, по-видимому, сам Мстиславец. Однако кто бы ни был художник, рисовавший, а может быть, также и резавший эти гравюры, он несомненно имел перед глазами какие-то русские миниатюры. Помимо внешности изображаемых лиц, об этом говорят и некоторые формальные признаки: на западе повсюду было принято изображать евангелиста Марка со львом, а Иоанна с орлом; на гравюрах же в Евангелии Мстиславца сделано наоборот, то есть так, как делалось в русских рукописях и как позднее делалось в русских печатных изданиях до Никона: Марк изображен с орлом, а Иоанн — со львом» (Исследования и материалы. 1964 г.). Водяной знак «Крест». Бумага польского происхождения. Е.Л. Немировский со ссылкой на Ф. Пекосиньского отмечает, что этот знак использовала при выделке бумаги мастерская Краковского монастыря Св. Духа. (или Духаков (духакувы) в Пронднике под Краковом, или монашеский орден Святого Духа, а также госпитальеры Святого Духа), хотя знаки из комбинации двух крестов изготовлялись также в Италии, Франции, Германии.
Книга. Summule Joannis de Monte super Petrum Hispanu. 1500, 10 Januarij. Johannes de Monte, Petrum Hispanu[m]
Книга. Respublica Moscoviae et Urbes / Edidit, et latinitate transcripsit M. Z. van Boxhorn . - Nunc primum edidit. 1630, van Boxhorn M. Z.