Васнецов Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, ‒ 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867‒68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868‒75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, запечатлев различные типы современного ему общества («С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1878, ГТГ). В 1880-е гг. создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, одним из первых русских художников обратился к русскому фольклору. Картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881) проникнуты искренней поэтичностью, «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881‒98) исполнены веры в богатырские силы народа. С общей направленностью станковой живописи 1880‒1890-х гг. тесно связаны работы В. для театра. Декорации и костюмы к пьесе-сказке «Снегурочка» А. Н. Островского и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова по эскизам В., ‒ творческая интерпретация археологического и этнографического материала, ‒ оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в кон. 19 ‒ нач. 20 вв. Пейзажные фоны произведений В. на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Аленушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. В 1883‒85 В. выполнил панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве, в 1885‒96 ‒ росписи Владимирского собора в Киеве. Живопись В. в зрелый период стремится к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, предвосхищает распространившийся позже стиль «модерн».
Читать далее